Лоскутное одеяло “Летний вечер, теплый самый”. Блок “Колодец” из полосок одной ширины: вариант рисунка

Лоскутное одеяло “Летний вечер, теплый самый”. Блок “Колодец” из полосок одной ширины: вариант рисунка

     Когда ничего не хочется, то ничего и не делаешь: душа покойна, тело расслаблено, ничто не тревожит, и не приходит в голову мысль, что без твоих творений мир соскучится и одичает.

     Но если идея залетела в голову, то спасу нет! Возникает острое и тревожное ощущение, что во всем мироздании есть какая-то дыра, какая-то пустота, которую нужно заполнить и разукрасить. Все уже готово, мир с его атомами подвинулся: иди и делай, заткни эту дырку, а то она начнет засасывать дух и материю, все задрожит и перекосится, слоны поскользнутся, и Земля со всем своим содержимым рухнет со спины черепахи в бездонный океан.      Упаси бог! Так надо спасти этот мир в одиночку, как Ной, Лилу, Корбен Даллас и супергерой с моторчиком!

     Цвет.  А идея о супермиссии залетает в организм по-разному. В этот раз первые толчки беспокойства появились после покупки российской перкали. А там – “персидский огурец”, “индийский огурец”, “турецкий огурец”, “бута”, “след Будды”, “индийский пальмовый лист”, “персидский кипарис”, “турецкий боб”, “пейсли”. Ах!

     О перкали. Любая статья о перкали начинается с упоминания того факта, что эта ткань использовалась при изготовлении крыльев для первых самолетов. Так и представляла, сострачивая стороны: лечу я на легком фанерном самолете… на мне такой шлем с очками и белый шелковый шарф… шарф развевается, развевается… озираю я горизонт и вижу крылья из перкали в персидских огурцах…

Наматрасник из перкали.

     И быстренько задумалось-придумалось лоскутное одеяло с изнанкой из этой ткани. Хочется задержаться в полете.

     Блоки. О! У каждой лоскутницы свои предпочтения!   От одних узоров воротит, к другим душа амбивалентно-фиолетова, а другие нравятся и любятся.  

     Есть чудесный и простой блок “Колодец” (“Log Cabin”) из прямоугольников, дошедший до нас из каких-то глубин языческой истории. В нем четыре стороны, движение по кругу за солнцем или против солнца и “земная ось”, вокруг которой затеяно это движение. Что там зашифровано – всем понятно и никому непонятно.

Обратите внимание

Если почитать антропологов и культурологов (где им только мозги форматируют?), то они в любой закорючке на древнем горшке увидят человека, Марс с Венерой и космический календарь. Но что-то в этом есть.

Неслучайно и русские, которые называют блок “Колодцем”, и иные, для кого это “Избушка”, интуитивно выделяют центральный квадрат красным цветом: там центр движения, горнило, пуп земли, центр спирали, сгусток первоэнергии, какая-то горячая и таинственная хреновина.

     И вот тут-то – здрасьте! Давно этот блок шила и никогда не задумывалась над тем, в какой очередности сшивать полоски. А еще важно вычислить количество полосок для блока нужного размера. А еще нужно придумать мозаику из блоков, чтобы нутро признало ее “своей”, а не чужой, и появились силы сшить все эти квадратные лоскутные метры.

Прекрасный ролик:  мультики под “Вальс цветов” П. И. Чайковского.

     После долгих размышлений и бесконечного рисования черновиков (с полосками одинаковой ширины, с полосками разной ширины, с очередностью “светлый-светлый-темный-темный”, “темный-светлый-светлый-темный” и т. д.) в качестве основы одеялочного рисунка был выбран вот этот простой блок, из которого можно сложить звезду из ролика.

Начинать со светлой полоски, заканчивать темной полоской. Алгоритм “светлый-светлый-темный-темный” (“Ночной дозор” какой-то!).

С каждой стороны по три полоски. Ширина полосок одинаковая.

Размер блока – маленький.

     Детали блока “Колодец” мастера соединяют по-разному:  

а) выкраивают точные выкройки всех полосок;  

б) последовательно пришивают длинные полосы, которые отрезают, и затем проглаживают блок с каждой новой деталью и подравнивают его на резиновом мате; 

в) накладывают детали на подложку (бумага, неклеевой флизелин, ткань и проч.) и пришивают их по имеющейся или заранее нанесенной разметке.  

Ткань в четвертушках. Ее мало. И ее жалко.

(Ах, как придумали: продавать ткань пипетками!  

И возникает ощущение, что это нечто бесценное!).

Самый экономный способ шитья и кроя:  по готовым выкройкам.

Долевая – вдоль полос.

Точные выкройки всех деталей с припусками в 0, 7 см.

Для простоты можно выкраивать детали с 5 мм после запятой:  

не 3, 4 см, а 3, 5 см и т. д.

    При таком способе кроя можно рассчитать размеры и количество полосок для одного блока: 1) для темного цвета, 2) для светлого цвета. Получится матрица-формула для расчета количества деталей каждого цвета.

     Матрица-формула(нужна, если шить без подложки с разметкой). Получается такая длина деталей при ширине полосы 3, 5 см:

центральный квадрат 3, 5 см

1-й светлый цвет – 3, 5 см и 5, 5 см

2-й светлый цвет – 7, 5 см и 9, 5 см

3-й светлый цвет – 11, 5 см и 13, 5 см

1-й темный цвет – 5, 5 см и 7, 5 см

2-й темный цвет – 9, 5 см и 11, 5 см

3-й темный цвет 13, 5 см и 15, 5 см.

     Если идентичных блоков нужно, например, 8 штук, то все данные следует умножить на 8. И вырезать, бубня: “1-й темный цвет, полоска длиной 5, 5 см – 8 штук; полоска длиной 7, 5 см – 8 штук…”. Все равно путаешься, но не фатально. Можно простить себе эти ошибки, если в общей сложности нужно выкроить 1 820 деталей.

     Зачем все эти выкройки и циферки? Да потому что я всю голову сломала! Целую неделю потом думать не могла, жила на автопилоте.

Важно

Слава богу, за жизнь накопились рефлексы, с помощью которых можно сохранить себя в живой ткани общественных связей: здравствуйте! на завтрак яичница! как дела? новости слышали? аспирин и супрастин, пожалуйста! Ларисочка Иванна, вы прекрасно выглядите! с Ленинградки на 1-ю Аэропортовскую! в 7. 30, 14.

40 и 21. 20! белое и цветное вместе не стирать! здесь одностороннее, куда ты прешь? да пошел ты, козел! отлезь, гнида! Москвошвея, пивная, еще парочку, еще парочку!

      Рисунок, мозаика из идентичных блоков. Ни один из рисунков, представленных в журналах и интернете, не нравится. Наверное, это дает о себе знать желание самовыразиться и запечатлеться в пространстве во всей своей яркой и неповторимой индивидуальности. Понятное желание. Схема одеяла. Геометрия. Каждый цвет карандаша – свой набор из 3-х (для светлого угла) или 4-х (для темного угла) тканей.  13 наборов “темный-светлый” и 3 варианта блоков без углов.  Хотя при шитье, конечно, возникнут вариации. Эта схема – как военная карта; а что получится на самом деле и кто победит – никому не известно.

     Шитье собственно. Первые 10 блоков шьются в состоянии упоения: творчеством, гордостью,  красотой, гармонией, точностью, а также обнаруженной походя и непринужденно еще одной прекрасной стороной своей личности (я могу сшивать полоски!). Но потом! Потом темнеет в глазах, начинают дрожать руки, и роятся вокруг головы психи, психи, психи, психи… 

     Не помню, сколько времени ушло на изготовление 140-а блоков. Забыла. Помню только, что   бегала от стола к машинке и все время что-то считала: количество блоков одной расцветки, длину полосок, площадь оставшейся ткани… 

     Да, ткани не хватало ни на что! И пихала я ту или иную ткань в блок в полуобморочном состоянии.

(Человечество знает много способов введения человека в состояние  транса: пожевать лист лавра, поголодать, подышать какими-нибудь парами из какой-нибудь расщелины, проговорить или пропеть что-нибудь ритмичное и желательно бессмысленное, посмотреть на мигающие огоньки, применить внутрь этиловый спирт или продукты естественного брожения, послушать электрогитары с ударными в закрытом помещении, посидеть с ребенком два года дома и проч. К этому списку нужно добавить лоскутное шитье. Эффект тот же! Сознание расширяется, расширяется, и через два дня можно ждать от себя пророчеств и просветлений. Можно, как Пифия, принимать посетителей и советовать: “Иди на вон тот город! Вон ту страну завоюй! Думай на черного или на рябого! ”).

140 блоков.

     Борьба с тканью.  Доведение блоков до кондиции. А когда гладить-то? Можно и сейчас. (При разных способах соединения деталей в блок “Колодец”, о которых говорилось выше,  утюг появляется в разное время).

     На тряпку для глажки лоскутных деталей (а она есть, потому что надоело менять чехлы для гладильной доски) можно нанести разметку. Зачем? “Колодцы” стянуты по диагоналям – там, где многочисленные углы, – а в средней части четырех сторон стремятся изобразить дугу, выгнувшись наружу.  

     Это – физика, и никакого отношения к мастерству швеи эти выкрутасы лоскутных блоков не имеют: там, где много швов, будут держаться, а там, где мало – будут “гулять” туда-сюда. А нам этого “туда-сюда” не надо, у нас тоталитаризм!  

Разметка на тряпке.

      Положив блок на разметку, можно вписать внешнюю линию в квадрат. Как? Водить кончиком утюга снаружи внутрь с каждой стороны, гоня волну к центру. Внешние срезы станут прямыми, а лишние миллиметры спрячутся ” накатом” в швах. И получится идеальный блок, вписанный в квадрат разметки.       Стандартизацию блоков можно завершить, выравнивая мелкие огрехи на резиновом мате.      От частного – к общему. От блоков – к полотну. Сборка.

     Вот он и настал – момент истины. Что же такое вышло? А? А? А?

Поехали!

 Звезда!

 Сейчас проклюнется “Голландская роза”(в ролике она названа иначе, буквально – “Плотницкая звезда”; возможно, это намек на Иосифа и игра слов; короче, не знаю, как перевести).

 Вот она!

(Фотографии, кстати, помогают устранить огрехи.  

Здесь один блок неправильно расположен).

 Сложилось! И солнце встало, символизируя восторг момента.

     Если присмотреться, то видно, что окончательный вариант сборки существенно отличается от эскиза. Это жизнь! И, зная эту особенность жизни и судьбы – дарить неожиданности, разбивать мечты и ломать стройные планы, – можно примириться с тем фактом, что одеяло укоротилось на 2 ряда.

Лишние блоки, не “сцепившиеся” с остальным рисунком.

     Соединяя блоки, пришлось кое-где перезаложить припуски, чтобы получилась “ступенька” из двух разнонаправленных припусков. Эта “ступенька” – великое правило лоскутное шитья. У китайцев – дао, у лоскутниц – “ступенька”. Нужно потеребить место соединения, вставляя выпуклую сторону (где припуск сверху) в углубление (где припуск снизу).  

“Ступенька” – разложенные припуски 

при соединении деталей со встречными швами.

      Потом, конечно, нужно все прогладить, особое внимание уделяя этим самым перезаложенным припускам. И станет видно, что все уголки сошлись. Можно смахнуть крошки с груди и расчистить место под медаль.

 Кайма.  И что же делать дальше? Нужна кайма или не нужна? Лучше с ней или без нее? Делать или не делать? А ткани не хватает, и как же? Быть иль не быть – вот в чем вопрос. Достойно ль смиряться под ударами судьбы, иль надо оказать сопротивленье и в смертной схватке с целым морем бед покончить с ними?

     Покончить! Пусть все-таки будет.      Выкроилась каемка шириной 10 см (на большее ткани просто не хватает) + темная рамочка.

Кайму лучше кроить по долевой.

 Уголок.

     Соединение трех слоев: оборотной стороны, наполнителя и лицевого лоскутного полотна.

Совет

Как можно воспеть процесс, когда нужно принять позу “на коленях” или “скрючившись”? Можно поискать рифму к слову “скрючились” и удивиться тому, как язык все гармонично и кругло отражает: соскучились, мучились, измучились, перемучились, домучились, улетучились, навьючились, перевьючились, нахлобучились, вспучились, вздрючили, канючили, отчубучили,  наскучили и, наконец, замундштучились и размундштучились.  Все так и есть, все слова описывают раскладку полуфабриката одеяла на полу и состояние раскладывающего.  

Соединение трех слоев булавками.

  

Синтепон дешев, и в этом его преимущество.  

Но фирма “Гамма” не устает удивлять: кто у них там режет полотно?

Он не выносит прямых линий, как гениальный Гауди,  

или у него руки растут из неожиданного места?

     Стежка.  

На этот раз теорией напитывалась вот из этого ролика.  

      Тянуться за этой милой дамой – Nichole Rivera – задача неподъемная: она рисует свои эскизы вслепую, отвернувшись от листа бумаги. Да и “почерк” у нее другой. А вот принцип создания рисунка стежки можно позаимствовать: цветок + что-нибудь для заполнения пространства.  

    

 1-й раппорт – цветок.

 2-й раппорт: завитушка с возвратом по другой линии.  

Так проще. А рисунок получается милым.

3-раппорт – листик.

 Заполнение пространства рисунком.

     Такой рисунок предполагается разметать по всей площади одеяла. Кайма – из пестрой ткани: никакие “перья” или иные бордюрные рисунки не будут видны.

     Мадейра Аэрофил № 120 практически не рвется. На стежку одеяла пошло 2 катушки по 1 000 м (нить на катушке и на шпульке).

Начало – с угла.

А далее – как удобно.

     И в самом конце – бейка по периметру: на лицевой стороне – на машинке, на изнанке – ручной шов. Предварительно линии периметра нужно, конечно, обрезать, подравнивая.

     Ну вот и он – “Летний вечер, теплый самый”…

     Что в итоге?

– Мир в общем и целом спасен и сохранен. Это одеяло появилось согласно чьей-то высшей воле или согласно закону Ломоносова-Лавуазье (что одно и то же, только разными словами). Если где-то что-то убыло, то одеяло – это то, что прибыло. В мире опять гармония. Вот и хорошо.

– Блок “Колодец” прекрасен своей неожиданностью и тем, что рисунок квилта из этого блока – сюрприз и для мастера тоже. А не для этого ли восторга все и затевается?

– Цвет одеяла – летний, теплый, слегка приглушенный. Огромную роль сыграла ткань не из коллекции “Country French”(а одеяло, в основном, из тканей этой коллекции) – та красная в горошек. И это неожиданный эффект. Именно эта ткань связала мозаику воедино.

– Перкаль с огурцами – прекрасный источник вдохновения. Пришлась к месту.

– Со стежкой у меня свои особые отношения. И удается она лишь в том случае, когда в начале работы звучит: “Ээээх!!! Поехали! А что будет – то и будет! ”.

– “Летний вечер, теплый самый…” – это, конечно, песня  “Цветов” первого состава; и песня эта допустима лишь в исполнении Александра Лосева.

Вот это, как мне кажется, оригинал с пластинки. А здесь группа Александра Лосева и его соло.

–  Лето, оставившее после себя лоскутное одеяло, – доброе лето. Есть у меня покрывало “Июнь-июль” 2013 года; а это новое лето и новое одеяло 2015-го года – теплое, парное, сочное.  

     А еще лето оставило: белые грибы, лисички, клубничное варенье, варенье из малины, варенье из смородины, яблоки, вишневый компот. И память о красных закатах… “Летний вечер, теплый самый, был у нас с тобой. Разговаривали с нами звезды и прибой”… 

 *******************************************************

Источник: makarova444555.blogspot.com

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.5 / 5. Количество оценок: 2

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Похожие посты

Бусы из пуговиц

Бусы из пуговиц Для изготовления бус из пуговицВам потребуется много плоских пуговиц с 2 дырочками (можно и с четырьмя дырочками),…
Подробнее